aif.ru counter
0 433

«Кошмарить бизнес»: продолжение следует?

Инвесторы Дальнего Востока страдают от излишнего рвения контролёров.

За 10 лет работы флот компании вырос в разы, и сегодня в нём 17 судов.
За 10 лет работы флот компании вырос в разы, и сегодня в нём 17 судов. © / Из архива компании / ГК "Морской траст"

В 2015 г. ДФО был назван зоной стратегического и приоритетного развития. Правительство России одобрило создание здесь территорий особого экономического и социального развития (ТОСЭР) — для привлечения инвестиций в проекты, которые возродят экономику и вытащат жителей самого большого федерального округа страны из сумрака и уныния. Но желаемое от действительного отличается сильно.

Контролёрский дух не истребим?

Всем, кто желал прийти на Дальний Восток с проектами, обещали поддержку на различных уровнях, особый подход в оформлении необходимых документов и налоговые льготы. Поначалу инвесторы вкладывали деньги неохотно, приглядывались. Бизнес понимал, что, если региональные власти заинтересованы в новых живых проектах, то контролирующие ведомства не особо спешат поворачиваться к предприятиям лицом, где бы те ни располагались.

И первый год работы ТОСЭРов показал, что, к сожалению, нехорошие сомнения оправдались. Поэтому в сентябре 2016 года по инициативе Генеральной прокуратуры России была создана рабочая группа по защите прав инвесторов. Особое внимание уделялось именно Дальнему Востоку.

«В июне прошлого года было проведено первое масштабное мероприятие по защите прав инвесторов, оказавшее заметное влияние на преодоление проблем, волнующих предпринимательское сообщество. Прокурорами ДФО оказана помощь по множеству вопросов, — делился в общении с участниками Восточного экономического форума — 2018 генпрокурор России Юрий Чайка. — Предприниматели открыто говорили о существующих проблемах, предлагали своё видение их решения. Мы дорожим этой обратной связью, поскольку получаем информацию из первых рук и можем оперативно реагировать на нарушения и своевременно предупреждать их».

Однако, несмотря на все усилия Генпрокуратуры, до сих пор существует одна очень существенная проблема, которая мешает бизнесу развиваться. И связано она отнюдь не только с большой удалённостью от Москвы, но и с тем, что обычно корректно называют человеческим фактором.

«Очень важный момент — предотвращение фактов неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Это серьёзная проблема, — считает Чайка. — Перед прокурорами поставлена задача исключить в своей надзорной практике принцип презумпции виновности бизнеса и самым жёстким образом реагировать на безосновательное проведение оперативных мероприятий, возбуждение в отношении предпринимателей заказных уголовных дел, факты незаконного применения к ним мер процессуального принуждения».

Бункеровка судов и перевозка нефтепродуктов- основные виды деятельности компании.
Бункеровка судов и перевозка нефтепродуктов- основные виды деятельности компании. Фото: ГК "Морской траст"/ Из архива компании

По его словам, «очень часто этот ресурс используют как метод борьбы с конкурентами, ликвидации или вмешательства в бизнес», в частности, на Дальнем Востоке. «Именно для решения таких проблем и организована рабочая группа совместно с омбудсменом и министром по развитию Дальнего Востока», — рассказал участникам ВЭФ-2018 Чайка.

Порой системный сбой или частный интерес конкретного должностного лица становится той самой ложкой дёгтя в бочке мёда — инвестиционной привлекательности региона. И от некоторых «перегибов» из эмоций остаётся только недоумение. С такими пришлось разбираться целой команде специалистов из полпредства и Минвостокразвития.

Гости в масках: «Всем лежать!»

Эта странная история началась 27 марта 2017 г., когда в группу компаний «Морской Траст» пришла выездная налоговая проверка. Собственно, обыденное для крупного налогоплательщика региона и участника ТОСЭР событие — за 10 лет существования компании, занимающейся бункеровкой морского транспорта, особых претензий к ней со стороны контролирующего органа не возникало. Всё было обычно и на этот раз, пока среди контролёров не появились сотрудники УБЭП УМВД по Камчатскому краю.

«Признаться, до этого случая мы нормально работали с региональной налоговой и никаких недопониманий не возникало, — рассказывает исполнительный директор ГК «Морской Траст» Иван Дымских, вспоминая события весны-лета 2018 года. — Но то, что происходило в последние месяцы, перевернуло всё с ног на голову».

Поначалу ничто не предвещало прихода незваных гостей в масках. И утренний визит 21 мая 2018 в офис компании сотрудников УБЭП при силовой поддержке в июне этого года стал для сотрудников шоком. Они вынесли всё, что, по их мнению, имело отношение к «криминальной деятельности руководства» фирмы. Из бухгалтерии забрали почти 1300 папок с документами, компьютеры, унесли и диски сервера.

«Документы не описывались, просто скидывались в коробки, которые не опечатывались. Сотрудникам бухгалтерии тоже не дали возможности составить опись изъятого, а ведь речь об архиве почти за 5 лет работы головного предприятия и всех его «дочек», — комментирует ситуацию адвокат Андрей Милюков. — Потом были ещё обыски, причём все под разным предлогом. А в одном случае документы изымались по уголовному делу в отношении фирмы, с которой у ГК «Морской Траст» вообще никогда не было деловых отношений».

Очередное появление сотрудников УБЭП принесло новую неожиданность — оказалось, что генерального директора ООО «Морской Траст» подозревают в умышленной неуплате налогов. Причём сначала это было 40 млн руб., а потом сумма уже выросла до 150 млн.

До последнего руководство компании надеялось, что логика в действиях полицейских всё же есть. Ведь даже налоговая инспекция, проводившая выездную проверку (ту самую, с которой и началась вся чехарда), к тому моменту уже больше года следила за финансовой деятельностью инвестора, но делать выводы не спешила. Чего не скажешь о следственном комитете на транспорте по Камчатскому краю.

«25 июня старшим следователем Камчатского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ в отношении генерального директора ГК «Морской Траст» было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов), — объясняет адвокат Максим Мизин. — Причём следователь даже не дождался окончательного решения налоговой и возбудил дело не по факту, а сразу в отношении конкретного лица — генерального директора. И основанием для подобного решения явились исключительно выводы полицейских».

После этого судьба предприятия вообще повисла в воздухе. Мало того, что все документы изъяты (включая те, что к материалам оперативных проверок вообще не имели отношения) и, соответственно, заторможена вся финансово-хозяйственная деятельность предприятий — так под угрозой оказалось строительство крупного нефтеперевалочного комплекса, а это большой проект в рамках ТОСЭР. Работы на этом объекте были приостановлены на 5 месяцев.

Было бы дело, а вина найдётся?

Первым в историю вник губернатор Камчатского края Владимир Илюхин — он обратился к заместителю генерального прокурора в ДФО Юрию Гулягину с просьбой разобраться в ситуации.

Дальневосточная транспортная прокуратура, внимательно изучив материалы, пришла к выводу, что решение следователя возбудить дело являлось необоснованным. Так, в рамках доследственной проверки сумма предполагаемого ущерба была установлена на основании исключительно промежуточных выводов налоговой инспекции и мнений сотрудников УБЭП, а лицо, в отношении которого возбуждено дело, вообще не было опрошено с целью установления его причастности к совершению преступления.

И реакция оказалась незамедлительной. Дальневосточная транспортная прокуратура внесла в Следственный комитет требование об отмене ранее возбуждённого уголовного дела как незаконного. Однако это требование не было исполнено и расследование продолжалось.

Почему? Чтобы понять это, приведу дословно фрагмент беседы с представителем следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ:

— Я считаю, что следователь имел все основания возбудить уголовное дело. И вообще следствие покажет, виновен или нет генеральный директор компании.

— Но насколько я понимаю, акт налоговой, которая, кстати, утверждает, что к вам его не направляла, ещё не является окончательным решением и его выводы вполне могут поменяться.

Тогда как быть с уголовным делом?

— У нас на сей счет есть своё мнение, но пока идёт следствие, я его не буду озвучивать, мы

считаем, что имеем все основания предполагать факт умышленного уклонения от уплаты налогов.

Таким будет новый нефтеперевалочный комплекс- проект в рамках ТОСЭР.
Таким будет новый нефтеперевалочный комплекс- проект в рамках ТОСЭР. Фото: ГК "Морской траст"/ Из архива компании

Документы потерялись?

Кстати о фактах и вещественных доказательствах. Только после вмешательства прокуратуры — через 3 месяца! — почти 600 папок из 1300 изъятых в мае были наконец возвращены в бухгалтерию предприятия. Правда, в них недоставало целого ряда документов. Как оказалось, следователь даже не позаботился о сохранности вещественных доказательств по делу, приобщив к материалам лишь протокол обыска. Документы же так и оставались у сотрудников УБЭП, откуда и вернулись не все. Адвокаты компании обратились в Прокуратуру Камчатского края с жалобой на действие сотрудников полиции по факту исчезновения документов и нарушений в ходе их изъятия и оформления.

«Прокурорская проверка факты действительно подтвердила, — комментирует ситуацию прокурор Камчатского края Анатолий Князев, отменивший решение нижестоящего органа. — Оказалось, что сотрудники полиции в ходе осмотра места происшествия допустили нарушения действующего законодательства при оформлении изъятия документов. Прокуратурой по данному факту руководству УМВД по Камчатскому краю внесено соответствующее представление. Проводится служебная проверка».

Но и это не всё. 7 сентября 2018 года Инспекцией ФНС России по Петропавловску-Камчатскому — спустя 1,5 года с момента начала той проверки, из-за которой разгорелся весь сыр-бор! — принято окончательное решение. Вместо 150 млн руб., на которые рассчитывало следствие, возбуждая уголовное дело, ГК «Морской Траст» был выставлен счёт на 21 млн руб., а умысел в действиях руководства не выявлен. Для компании с миллиардными оборотами подобная погрешность вполне допустима.

В итоге уголовное преследование в отношении генерального директора, как того на протяжении 2 месяцев требовала прокуратура, следствием было закрыто. Вот такой счастливый конец, после которого можно сделать глубокий выдох и расслабиться? Но ведь история с «Морским Трастом» не единственная. Увы, но примеров особого рвения представителей правоохранительных органов в отношении бизнеса немало. Да и в нашем случае вопрос, кто и зачем заварил эту «уголовную кашу», так и остался открытым.

Строительство нефтеперевалочного комплекса из-за скандала приостановилось на 5 месяцев.
Строительство нефтеперевалочного комплекса из-за скандала приостановилось на 5 месяцев. Фото: ГК "Морской траст"/ Из архива компании

Только цифры

Как следует из выступления на ВЭФ-2018 заместителя генпрокурора по ДФО Юрия Гулягина, за 1 полугодие 2018 г. прокурорами в округе оспорено 478 незаконных правовых актов, выявлено 2 тыс. нарушений, 26 проверок признаны незаконными.

По инициативе прокуроров, 196 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 64 наказаны в административном порядке. Из 20,5 тыс. проверочных мероприятий, предложенных контролёрами для включения в сводный план проверок на 2018 г., отклонено 3 тыс. Нарушения 296-ФЗ допускались почти во всех регионах ДФО.

При согласовании внеплановых проверок в отношении предпринимателей прокурорами ежегодно отклоняется до 40%. Всё это серьёзно влияет на инвестклимат и состояние законности и правопорядка.

КСТАТИ
Обращение в полпредство создало прецедент

13 сентября 2018 г. «дело «Морского Траста» взял на личный контроль полпред в ДФО Юрий Трутнев.

«Я вмешиваюсь во все случаи, когда до меня доходит информация о неправомерных действиях сотрудников силовых, правоохранительных органов, — сообщил полпред журналистам на ВЭФ-2018. — Я всегда встаю на сторону инвесторов. У меня может измениться позиция, если я вижу нарушение законов, но принципиально моя первая позиция — защита инвесторов. Будем продолжать этим заниматься. Мы системно будем создавать максимально твёрдую защиту инвесторов, но и в частном порядке будем продолжать работать. Встречаться с теми организациями, в том числе, которые это давление оказывают»

Своевременное обращение инвестора в полпредство и Минвостокразвития оказалось результативным — это позволило не довести ситуацию до критической. И регион не потерял таким образом крупного инвестора.

«Плохо прогнозируемые, иногда некорректные действия региональных представителей исполнительной власти могут привести к последствиям, влекущим за собой блокирование или остановку реализации масштабных инвестиционных проектов и целых цепочек экономической деятельности, — считает руководитель Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов. — Проблема, с которой столкнулся якорный резидент Свободного порта Владивосток в Камчатском Крае, ООО «Морской Траст», и его собственники, потребовала совместных согласованных усилий федеральных органов власти по должному анализу сложившейся ситуации и уведомления региональных структур о повышенном внимании к возможным последствиям их действий».

Это, по его словам, и позволило снять «излишнее давление на инвестора, продемонстрировать задействованным банкам и контрагентам наличие контроля за ситуацией и дать возможность вынесения адекватной оценки».

Глава агентства уверен, что «результат обращения инвестора за поддержкой, обеспечивший в итоге возможность реализовать проект, является прецедентом».

СПРАВКА
ГК «Морской Траст» специализируется на перевозке нефтепродуктов и бункеровке морских судов. За 10 лет флот компании вырос в разы, сегодня он насчитывает 17 судов, 11 из них — это танкеры с тоннажностью от 1,5 до 50 тыс. тонн. Компания работает не только на Камчатке, но и в портах Приморского края.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Владимир Арсеньев? Почему в его честь будет назван аэропорт?
  2. Сколько продлится Рождественский пост?
  3. Безработных в Приморье стало меньше?
  4. Кто поможет семьям погибшим в ЧП под Осиновкой?
  5. Когда в Находке появится свой ледовый дворец?
  6. В Приморье наградили победителей голосования «Приморье и люди»
Самое интересное в регионах

Вы уже готовите подарки от Деда Мороза для своего ребёнка?