Елена Жукова 1 443

Казачий священник из Приморья считает Новый год лишним праздником

"АиФ-Приморье" поговорил с отцом Елисеем о том, что происходит со старообрядчеством в крае и почему традиционный уклад жизни превращается в бренд

Верно ведь говорят: невинно вино, проклято пьянство.
Верно ведь говорят: невинно вино, проклято пьянство. © / Shutterstock.com

«Не могу понять, чему люди так радуются в ночь с 31-го на 1-е?» - написал он на своих страницах в социальных сетях.

Для православных, отмечающих Рождество 7 января, новогодние гуляния в последние дни поста нелогичны. В то время как светская публика РФ отходила от длительных каникул, православные вплоть до Крещения праздновали. Автор строк, вызвавших бурю негодования - казачий священник Елисей Елисеев. Он известен в Приморье как активный общественный деятель, историк, преподаватель, участник научных конференций. В свободное время вместе с детворой строит плоты из пластиковых бутылок и сплавляется по рекам. Собеседник «АиФ-Приморья» рассказал о непростом пути к истине.

Не вера, а бренд

- Отец Елисей, на тему старообрядчества сегодня много говорят. Путешественники, журналисты и просто любопытные посещают деревни староверов, вернувшихся из-за рубежа на историческую родину. Интернет пестрит фотоотчётами о посещении семей старообрядцев. Чем объясняется подобный интерес, я бы сказала, даже ажиотаж?

- К сожалению, сегодня в тщетном поиске национальной идеи старообрячество стало неким туристическим брендом, при этом не берётся суть верования. Искушённое и ненастное в информационном смысле общество нашло в староверах изюминку. «Исконные традиции», «трудолюбие», «бороды», «уклад» - это звучит так заманчиво для туристов. Пока не наигрались. Сначала дают вернувшимся староверам небольшие преференции, а потом из этого шоу устраивают.

- Как же отличить наносное от истинного?

- В том и дело, что старообрядцем на показуху стать невозможно. Строгие посты, каноны, вековые традиции, жизненный уклад. Этих людей невозможно столкнуть с пути истинного, развратить, заставить плясать под чужую дудку. Старообрядцы - довольно устойчивые социальные группы, не поддающиеся на религиозные провокации, на внушения, оскорбления. Если человек приедет в деревню староверов водкой спаивать или девок блудить - может и пулю в лоб получить. Сегодня проблемы с переселенцами стоят остро. Яркий пример - история семьи староверов из Боливии, которая приехала в село Любитовку Дальнереченского района. Известно, что их обворовал глава администрации. Доверчивые, они отдали ему миллионы  в надежде получить землю. Чиновника посадили, но деньги так и не вернули. Никакой конфискации наворованного имущества!

Всё, кроме атеизма

- А ваши корни откуда?

- По линии деда мои предки - казаки с Верхнего Дона, по бабушкиной - из дворянского рода и из староверов Белгородчины (Белгородская область. - Ред.). Они приехали в Приморье в тревожные 30-е годы, когда пошла волна поиска во всех и вся врагов народа. Я родился в 60-е годы в советской семье, в Большом Камне, который был комсомольско-молодёжной стройкой и где не существовало ни одной церкви. Мой дядя работал первым секретарём Шкотовского райкома, а потом вторым секретарём крайкома партии. Вероятно, это генетическая память к вере привела. И максимализм, как черта характера всех мужчин рода. Меня воспитали по принципу - если что-то делать, то в совершенстве. И если познавать правду, то абсолютную. Помню, как в 1977 году семья приехала на дачу, все дети вышли из машины, начали играть, я а остался, пока не дослушал по радио до конца новый проект Конституции СССР. Мне было действительно интересно. Несколько лет спустя, учась в институте, прочитал Карла Маркса «Основы научного атеизма», где автор абсолютно честно сказал, что атеизм - не истина, а средство политической борьбы. А я искал истину.

- И каким был дальнейший путь?

-  Сложным. Ведь поначалу духовных исканий у меня был большой, махровый экуменизм в голове. Каша. Потом начал разбираться, читать, общаться. В 90-е годы, в бытность работы редактором на телевидении в Большом Камне, познакомился с представителями всевозможных конфессий: буддистами, кришнаитами, мусульманами, старообрядцами, протестантами. Ко всем относился и отношусь с огромным уважением. Ведь сам Исус Христос никого насильно к себе не приводил. Каждый человек вправе выбирать свой путь.

- Почему ваш выбор пал на старообрядчество? Голос крови?

- Как я уже говорил, мне хотелось постичь абсолютную правду, а в институте культуры Хабаровска меня приучили читать первоисточники. В 90-е годы появилось много литературы - исторической, канонической. Выбор - осознанный, я взвесил все «за» и «против». Когда встал вопрос о создании старообрядческой церкви в Большом Камне, нас собралось трое мужчин. Мы понимали, что нужно будет совершать таинство крещения, исповедания, венчания. Кто этим станет заниматься? Сработал принцип воспитания: кто, если не ты? Меня направили на учёбу в Московскую митрополию, как кандидата в священники от древлеправославного Уссурийского казачьего войска атамана Георгия Омельченко. После я должен был вернуться в Уссурийск, но волею обстоятельств отправился в Улан-Удэ. Вернулся в 2005 году в Шкотово, позже - в Большой Камень.

Вернувшись на историческую родину, староверы стали крестьянами.
Вернувшись на историческую родину, староверы стали крестьянами. Фото: АиФ

Когда праздновать?

- Значит, вы против Нового года?

- Рождественские праздники - понятны и обоснованы. Заметьте, в других странах мира Новый год почти не празднуют. Звучат фразы: весёлого или счастливого Рождества», и ничего про Новый год. Это совершенно ненужный акцент, тем более в православной стране, где ещё не окончен строгий Рождественский пост. Мы живём с наследием советского богоборческого периода. С ежегодной новогодне-рождественской пьянкой.

- Разве у староверов сухой закон?

- С табакокурением - жёсткие запреты, с алкоголем строго, но по праздникам выпивают. Вот недавно привез из Любитовки рецепт фруктовой бражки. Церковью сказано: «Невинно вино, проклято пьянство». Когда начинают пить намеренно, спаивать молодёжь. Если в обществе староверов видят, что человек начинает перебирать с алкоголем, то духовный отец запрещает ему пить.

- Как проходит у вас рождественская неделя?

- Нахожусь в гостях у старообрядцев в селе Вернем Жилиме в Бурятии. В канун рождества крестьяне набрали фейерверков, которые пустили в полночь под длительный звон колоколов. Люди накрывают праздничные столы, ходят друг к другу в гости, общаются, песни поют. Не забывают молиться.

- На Крещение в прорубь ныряете?

- В Приморье в селе Вольно-Надеждинском 18 января старообрядцы делают купель, обычно я её освещаю, приезжают верующие, набирают воду для окропления жилища. Желающие окунаются в студеную воду. В бурятской деревне, где я нахожусь,  нырять невозможно, речка слишком мелкая. А в Улан-Удэ христиане ныряют не только на Крещение, но и на каждое воскресение. Это не прописано в канонах, скорее, сложившаяся народная традиция.

- Как вы думаете, почему статья «АиФ» о том, как вы строите с мальчишками плоты из пластиковых бутылок, собрала рекордное для сайта количество голосов?

- Мне думается, здесь несколько факторов. Для многих необычно то, что священник занимается вопросами экологии. К тому же у меня есть недоброжелатели, которые живо интересуются моей деятельностью. Потом комментируют: вот, смотрите, обезумевший священник… ещё и на плотах плавает.

- Продолжаете плавать?

- Да. В прошлом году по реке Шкотовка ходили вместе с английским ученым Домеником Мартином из Кембриджа, который об этом в ДВФУ на научной конференции доклад делал. Продолжаем очищать пляжи от пластикового мусора и плавать. Заражаем примером окружающих. В этом году в подобных мероприятиях принимали участие многие учебные заведения района. Мусору оказалось мало, в некоторых случаях не хватило на плоты. Это радует.

- Отец Елисей, у вас семеро детей?

- Вернее десять: семеро кровных и трое крестных. Так я пишу во всех родовых материалах. У нас духовное родство считается выше плотского. Все дети воспитываются одинаково, и крёстные воспринимают кровных как своих братьев.

- Будут ли ваши сыновья священниками?

- Придёт время, когда меня нужно будет заменить. Кому-то придётся взять на себя ответственность, решив - кто же, если не я. Возможно, это будет старший сын Елисей Елисеев, названный в четвёртый раз так по завету прадеда.

Фото Олега БЕЛОВА

ДОСЬЕ

Елисей Елисеевич Елисеев родился в 1965 г. в Большом Камне. Окончил Большекаменский судостроительный тухникум, Хабаровский государственный институт культуры. В 1999-2001 гг. обучался священству в митрополии РПСЦ в Москве. До рукоположения работал в разные годы в управлении образования, руководил большекаменским телеканалом. В 2001-2005 гг. служил настоятелем древлеправославного прихода в г. Улан-Удэ, Бурятия. Вернувшись в Приморье, стал окромлять три прихода - в п. Шкотово, в Большом Камне и в с. Вольно-Надеждинском. Протоиерей Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, историк. Женат, отец десятерых детей.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Насколько постановки Мариинской сцены оперного театра близки к авторским?
  2. Как не оставить детей одних одиноким опекунам с проблемами со здоровьем?
  3. Идёт ли в Приморье охота на браконьеров?
  4. Угольная пыль в Находке - повсюду?!
  5. От чего зависит прибавка к пенсии для ветеранов?
  6. На что кормить и одевать ребёнка?
Самое интересное в регионах