aif.ru counter
Олег Белов 0 317

Деньги и пресса: свободы слова при пустом кармане не получится

Статья из газеты: АиФ-Приморье №27 01/07/2015

Расходование бюджетных средств на освещение работы органов власти в средствах массовой информации - в последнее время обсуждаемый вопрос на всех уровнях.

Подписчики с нетерпением ждут каждого номера газеты.
Подписчики с нетерпением ждут каждого номера газеты. © / Елена Чекина / АиФ

Президент России призывает «всячески ограничивать расходы на пиар конкретных лиц», губернатор Приморья заявляет о намерении отказаться от договоров об информационном обслуживании администрации в пользу грантов, записные оппозиционеры будируют эту тему в Интернете каждый день. А тем временем работники СМИ, кстати, отнюдь не шикующие, почему-то не спешат высказываться публично сами. На что же тратятся бюджетные деньги, почему так громко «бьют в колокола»? И зачем главе региона советник по газетным делам?

«Вообще-то губернатор в советах космического масштаба не нуждается, так что в моём случае это общественная должность, - говорит Виктор Старицин, советник губернатора, генеральный директор ООО «Издательская компания «Конкурент». - Но на общественных началах я занимаюсь очень важным делом. Мне поручено, пусть это звучит громко, помочь спасти целый ряд печатных СМИ. Дело в том, что самые тиражные и наиболее востребованные населением края газеты погрузились в пучину убытков и, по сути, оказались на грани банкротства.

Засучив рукава

Олег Белов: - В чем причина такого положения вещей и о каких изданиях нидет речь?

Виктор Старицин. Фото: Александр Борисенко

Виктор Старицин: - В данный момент я помогаю ведущим, известным всем изданиям, таким как «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты - Приморье», «Московский комсомолец во Владивостоке». Это сегодня самые популярные у читателей СМИ, но сейчас, когда совпали несколько факторов – экономика страны в кризисе, рекламный рынок рухнул, а газетный сектор идёт вниз по всему миру, они оказались в очень тяжёлом финансово-хозяйственном положении.

- Почему именно вам поручено и что вы можете сделать против глобальных трендов?

- Меня призвали, как, возможно, «последнего фаната» печатных СМИ в Приморье, поскольку я обладаю определёнными ресурсами и большим опытом в сфере издания газет. Я 20 лет отработал в деловом еженедельнике «Конкурент», и на данный момент это издание остаётся на плаву и является прибыльным. Разумеется, в масштабах и по меркам малого бизнеса.

На 9 мая «АиФ» накормил горожан солдатской кашей. Фото: АиФ/ Татьяна Меель

Напомню, что федеральные «АиФ», «КП», «МК» стали работать в Приморье, обзаведясь местными редакциями, со второй половины 1990-х годов. В ту пору перестраивалась инфраструктура нашей отрасли, появлялись различные новые формы деятельности. В «нулевых» годах, вплоть до кризиса 2008-го, несмотря на бурное развитие Интернета, рекламный рынок рос, и те газеты, которые работали по-настоящему, а не почивали на лаврах, неплохо жили. Но с той осени 2008 г. пошло падение, а дна рекламного рынка мы достигли только сейчас. Раньше-то всегда отличавшиеся большими тиражами «АиФ - Приморье» и «КП» могли заработать на покрытие всех своих расходов на коммерческой рекламе.

До наступления тяжёлых времён, например, «КП» выпускала газету в Приморье через филиал ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». С прошлого года «КП» у нас издает по франшизному договору зарегистрированное в местной налоговой инспекции ООО «Развитие». Директором компании является прекрасно известный в нашем сообществе Дмитрий Хабалов, начинавший свой путь корреспондентом в газете «Владивосток» еще в 90-х. Примерно по такой же схеме работают «АиФ» и «МК». Франшиза в данном случае - это право издавать газету, неся при этом на месте все расходы, да только вся проблема в том, что, как ни ужимайся, в условиях тотального падения рекламных рынков и роста издержек доходы газет не покрывают расходы.

- Вы клоните к тому, что без поддержки из бюджета никак?

- Вообще, у цены вопроса этого есть два смысла. Сначала нужно развеять некоторые мифы. Да, газеты зашли в тупик, так получилось. И не только в Приморье. Вот последнее известие из Хабаровского края: легендарная в прошлом газета «Молодой дальневосточник» приостанавливает свою деятельность «по причине сокращения бюджетного финансирования». Гендиректор их издательского дома заявляет: «Чтобы не делать больше долгов по печати и зарплате, мы временно приостанавливаем свою деятельность». Не знаю, на какую сумму их финансировали, но уверен, что не более, чем на несколько миллионов рублей в год. В таком же объёме федеральные, но всё-таки ПРИМОРСКИЕ «Комсомолка» и «АиФ» тоже имели поддержку из краевого бюджета. В рамках ФЗ №44 «О госзакупках», на открытых аукционах они выигрывали право освещать деятельность власти. И, к слову, в 2015-м ни одна краевая газета не получила из бюджета пока ещё ни рубля.

Кто сказал, что молодёжь не читает газет? Фото: АиФ/ Анна Наумова

Так о чём же громко кричат люди, активно насаждающие мнение, что чуть ли не все проблемы в жизни проистекают из-за огромных трат из краевого бюджета на прессу? Я уже несколько месяцев занимаюсь актуальными для газет проблемами, впахиваю на этой стезе вместе с моими коллегами засучив рукава с утра до ночи и, если эти умники готовы, то пусть придут и поведают нашим журналистам, где выход искать. Может, по их мнению, газеты должны повторить судьбу упомянутого хабаровского издания? В неделю более ста тысяч приморцев берут в руки «АиФ», «КП» и «МК». Сколько эмоций, мыслей рождается от прочтения одного номера у огромной массы людей. И мы лишим край газет, которые читают семьями? Это невозможно. Кроме того, подобная «экономия» очень быстро обернется серьёзными проблемами для общества.

К средствам массовой информации предъявляется всё больше идеологических требований. И не только в России, кстати. В тех же США их тоже предъявляют, да ещё как! А у нас на СМИ возлагается важная роль - выступать в качестве профилактирующего инструмента таких опасных тенденций, как межнациональная рознь, экстремизм, наркомания. Наряду с этим делается, кажется, всё - умышленно или по недоумию, чтобы национальные медиа деградировали. Расходы на бумагу, типографские и почтовые услуги растут, а рекламный рынок регулируется не в пользу СМИ. Промежуточный печальный итог: в прошлом году в стране подписка на региональные издания упала в два раза. И на этом фоне институт государственной поддержки редакций СМИ подвергается обструкции под видом борьбы с так называемым региональным пиаром. На мой взгляд, это делает из чисто конъюнктурных сиюминутных соображений. Вот как в Приморье сейчас. Важно понимать и другое.

Газеты являются частью русской культуры, это доступные массам носители и хранители языка, к примеру. Давайте убьём газеты и будем только смотреть в телевизоры? Но вот уже Интернет со всей его безграмотностью и различными легкодоступными мерзостями вытесняет телевидение…

Главный помощник газеты - почтальон. Фото: АиФ-Рязань

«Искренние» переживания некоторых деятелей о том, что, получая бюджетные деньги СМИ лишаются независимости, а журналисты, мол, «разучились работать» - от лукавого. В глобальном информационном обществе все зависят друг от друга. Власти, надзорные органы, общественники, бизнесмены, журналисты находятся в одной лодке. В современной истории Приморья СМИ не раз становились катализатором отставок влиятельных людей. На данном этапе опасность зависимости прессы от власти преувеличена. Сделать недоступной информацию для сотен тысяч приморцев – это по-настоящему опасно. В конце концов, если не действующая власть будет информировать людей, то это начнёт делать кто-то другой.

Слово в газете

- А кто эти «деятели»-то?

- Те, кто в прошлом был при власти, стоял у бюджетной кормушки и тратил, в том числе на печатную прессу, десятки миллионов. Вот вам и вся политика. Есть ещё некоторые, которые и хотели бы сами получить несколько миллиончиков, но они не производят того продукта, который стоит при бюджетной поддержке доносить до широкой аудитории.

Если завтра в Приморском крае не будут издаваться «Комсомольская правда» или «АиФ», кому от этого будет лучше? Да никому. На «Аргументы и Факты» ещё мои родители подписывались, я тогда в школе учился, так у меня с тех пор, когда эта газета была крупнейшей в мире и потому вошла в Книгу рекордов Гиннесса, была мечта поработать в «АиФ». Теперь есть возможность приложить свои силы здесь.

Подшефные газеты «АиФ-Приморье» - ребята из детского дома пос. Ольга. Фото: АиФ/ Виктория Лебединец

- Ситуация в странах Азии, в США показывает, что говорить о смерти прессы, как минимум, преждевременно.

- Пусть газеты живут, пусть живут Интернет и телевидение. А несколько миллионов рублей из бюджета выделяются газетам отнюдь не на «подкуп журналистов». Эти деньги идут в итоге, к примеру, на субсидирование доставки в самые отдалённые уголки Приморья. Какая-то часть достанется сотрудникам редакции, что-то уйдёт почтальону, что-то - пенсионерке, которая в газетном киоске торгует. Это жители Приморья, а не какие-то коррупционеры. Деньги фактически адресно поступают в карманы рядовых приморцев, остаются в экономике края. И я думаю, что от них для граждан больше толку, чем от средств, не по-хозяйски потраченных в той же сфере ЖКХ или в строительстве. Вот чем «оппозионерам» нашим стоило бы позаниматься!

- Так вы взаимодействуете с четырьмя мощными изданиями, вы тоже займитесь.

- Мы делаем это и будем делать. Наши расследования никого не оставят равнодушными... Простора для творчества хватает всем, кто любит нашу работу. Сегодня на любые темы можно писать, пресловутой свободы в нашей профессии побольше, чем в иные времена было. Вот только с «невидимой рукой рынка», которая далеко не всегда приносит изменения в лучшую сторону, дайте срок совладать... Сейчас мы ищем выход, в том числе и в концентрации производственных ресурсов изданий. Пока нужно выжить. А когда рекламный рынок, напрямую зависящий от экономики, станет подниматься, то и искомая независимость средств массовой информации начнет возрастать. Автоматически.

Досье

Виктор Старицин. Родился в 1976 г. в Хабаровском крае. Окончил с отличием факультет издательского дела и редактирования ДВГУ. С 1995 г. - в газете «Конкурент». Начинал журналистом, с 1998 г. - генеральный директор и главный редактор издательской компании «Конкурент». 
Женат, двое детей.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Кто такой Владимир Арсеньев? Почему в его честь будет назван аэропорт?
  2. Сколько продлится Рождественский пост?
  3. Безработных в Приморье стало меньше?
  4. Кто поможет семьям погибшим в ЧП под Осиновкой?
  5. Когда в Находке появится свой ледовый дворец?
  6. В Приморье наградили победителей голосования «Приморье и люди»
Самое интересное в регионах

Вы уже готовите подарки от Деда Мороза для своего ребёнка?