aif.ru counter
Иван Фёдоров 0 140

Дело в любви. Почему дети-сироты с ОВЗ обязательно должны жить в семьях?

Все материалы сюжета Ребёнку нужна семья!

Эксперт доказал, что особенные дети и приёмная семья - совместимы

Общение так много значит.
Общение так много значит. © / Олег Белов / АиФ

- Инвалидность не приговор, если рядом любящие мамины руки, - считает член совета РОО «Ассоциация приемных семей Приморского края» детский психолог Оксана Лосова.

Ты мне нужен

- Оксана Владимировна, не могли вы объяснить, с точки зрения практикующего психолога, почему дети-инвалиды не должны надолго задерживаться в казённых учреждениях?

- Известный факт, что искренняя родительская любовь способна преодолеть даже самые страшные диагнозы. В семье все дети социально адаптируются, раскрываются, малыши с проблемами со здоровьем скорее идут на поправку или резко прогрессируют из-за ощущения нахождения в безопасности. Дело в том, что в детском доме мозг ребёнка настраивается на самозащиту, выстраивает некий кокон, не дающий как негативу, так и положительным эмоциям, поступающих из вне, нарушить хрупкий мир. Если хотите, это можно назвать внутренней борьбой за выживание. Находясь в этом куполе, даже самый здоровый малыш начинает регрессировать. Если вовремя не оказать ему помощь, регрессия может дойти до точки невозврата.

- Что вы имеете в виду?

- Расскажу историю знакомства с одной из своих приёмных дочерей. Моей младшей девочке было два года, когда я случайно увидела её в больнице во Владивостоке. Её только изъяли из семьи, она прожила в больнице не больше недели, но огромный стресс вызвал такие страшные последствия для юного организма, что она разучилась ходить и даже просто стоять. Позже, уже дома, мы несколько лет работали с неврологами, чтобы поставить малышку на ноги и развить её до нормы по возрасту. Прошло пять лет со дня, когда я перенесла её через порог своего дома. Дочурка бегает, прыгает, диагноз умственная отсталость снят, готовимся поступать в первый класс. Небольшие отличия от сверстников ещё видны, но совсем скоро и от них не останется следа.

- Сейчас детские дома переквалифицированы в центры содействия семейному устройству детей-сирот, система воспитания из казённой перешла в семейную. Воспитатель - в роли родителя, разновозрастные дети живут, словно в маленьких квартирах, заботятся друг о друге. Разве этих условий не достаточно, чтобы «разбить» кокон?

- Каким бы домашним и уютным не казался детский дом, какие бы хорошие условия не создали там, это всё равно не сравнится с настоящей семьёй. Даже у самого любящего и чуткого воспитатели физически не хватит рук, чтобы в полной мере одарить теплом всех здоровых детей. А особенному ребёнку нужен индивидуальный подход. Ему необходим «собственный» взрослый, который всё своё внимание и заботу будет дарить ему одному. Без привязанности к взрослому, вселяющего безопасность, ни о каком развитии ребёнка-инвалида речи быть не может. Как бы грубо это не звучало, но малыши в казённых учреждениях бессознательно ставят себе установку «я не хочу жить, развиваться не буду».

Мысль «я кому-то нужен» - одна из трёх важнейших потребностей человека при любом состоянии здоровья. Первая потребность - еда, вторая - безопасность, и третья - социальное признание и «нужность». Мой опыт показывает, что именно исполнение последней потребности заставляет ребёнка верить в себя и совершать маленькие шаги к выздоровлению. Был один невероятный случай: в семью взяли 5-летних двойняшек с тяжёлой формой задержки психоэмоционального, физического и умственного развития на четыре года. Через три года они заиграли на сложных музыкальных инструментах - скрипке и флейте, пошли в первый класс обычной школы. В концу первого учебного года их задержку как рукой сняло - тесты показали, что они ничем не отличаются от одногодок.

У меня есть пример приёмных родителей, которые не испугались неожиданно всплывших проблем со здоровьем ребёнка. Супруги усыновили здоровую 6-тимесячного мальчика, ничего не предвещало беды, но позже врачи диагностировали у него серьёзную задержку умственного развития в связи с органическими поражениями организма. Разумеется, это был шок, паника, непонимание, как быть, но родители решили взять себя в руки и сделать всё возможное, чтобы их ребёнок не уходил ещё глубже в своё состояние. Сейчас у ребёнка развиты навыки самообслуживания, он помогает родителям в быту, ходит в третий класс обычной школы и маленькими ежедневными шагами выстраивает себе дорогу во взрослую жизнь. Да, ведущим инженером он, возможно, не станет, но хорошим строителем или поваром - вполне. Хотя изначально врачи говорили, что он даже ходить не сможет научиться.

Акция «Обними меня» собирает особенных детей и взрослых.
Акция «Обними меня» собирает особенных детей и взрослых. Фото: АиФ/ Олег Белов

Доброе слово лечит

- Как вы относитесь к практике так называемых профессиональных приёмных семей, которые берут в семьи здоровых детей и малышей с ОВЗ?

- Это замечательно! Обычные дети учатся проявлять заботу, доброту, любовь к слабому, а у особенных включаются зеркальные нейроны, работающие на повторение недостающего умения: ходить, говорить, рисовать и т. д. Здесь важно, чтобы сами родители искренне приняли ребёнка с ОВЗ, а дети подхватят. Если в семье нет здоровых детей, нужно помогать особенным ребятам налаживать общение со сверстниками: во дворе, в садике, в гостях, на мероприятиях. Не обязательно заставлять его находиться в кругу детей по пол дня. Достаточно нескольких часов, главное, чтобы ребёнок видел перед собой других, здоровых детей и тянулся за ними.

- Не страшно маме с ребёнком-инвалидом показываться во дворе? Ведь современные дети часто, увы, злые…

- Почему вы считаете, что дело в детях? А родители их что, совсем не принимают участие в их воспитании? Дети сами по себе не знают, что другие ребята - это плохо. Их агрессия - отзеркаленные страхи родителей. Так что это не дети злые, а родители не правильно подходят к воспитанию. А бояться выходить на улицу не надо. Прошли времена, когда особенные семьи прятались за семью замками - нужно выходить в свет и показывать, что детки с ОВЗ - обычные малыши, просто с небольшими особенностями. Хотя я бы ещё поспорила, кто особенный: они или общество, не принимающее их из надуманных страхов.

- В случае с особенными детьми важен каждый день, проведённый в стенах учреждения?

- Если в душе появилось желание помочь инвалиду, нельзя терять время на месячные слежки за ним в базе данных детей-сирот. Желающих принять его в семью немного, это факт, и в данном случае мысль: «а кто, если не я?» очень верна.

Ребёнка до трёх лет можно излечить от самых разных заболеваний без будущих последствий с гораздо большим успехом, чем семилетнего. У младенца мозг активно развивается, и мы может напрямую повлиять на этот процесс. Не забывайте, что в учреждении мозг ребёнка работает на «безопасность», выживание, он замирает в развитии. Исключение из правил бывают, но крайне редко.

Это не значит, что нужно поставить крест на всех детях старшего возраста - родительская поддержка творит чудеса даже в самых сложных и с виду кажущихся безнадёжных случаях. Несколько лет назад ко мне на занятия приводили девочку с запущенной формой ДЦП, она была прикована к инвалидной коляске и прогнозы были не утешительные, а через пару лет она с мамой зашла ко мне в кабинет на своих двоих. Но я бы всё равно очень попросила бы кандидатов в приёмные родители не затягивать с реабилитацией семьёй. Помните, что если ребёнок-инвалид прожил пять лет в учреждении, вам потребуется в два раза больше времени, чтобы наверстать упущенное.

Силы на маленький подвиг

- Гостевой режим подходит для детей-инвалидов?

- Всё индивидуально, но в большинстве случаев не просто подходит, а даёт толчок для прогресса. У меня есть знакомые, которые берут на выходные братьев-подростков из коррекционного интерната и всего через полгода «гостей» у ребята начали делать успехи в учёбе. Разумеется, ребята знают, что они идут в гости и воспринимают эту семейную пару как наставников, которые всегда придут на помощь, а не родителей.

- С каким чувством ни в коем случае нельзя подходить к усыновлению или опеке особенных детей?

- С чувством жалости. Ребёнку нужен взрослый, который верит в него. Существует множество методик для адаптации таких детей в социуме, это сложная, кропотливая работа ребёнка и родителей, но она непременно даст плоды, если верить и не опускать руки. Только мама с папой могут со своим большим открытым сердцем могут почувствовать в ребёнке зону ближайшего развития и идти к ней шаг за шагом. Строить иллюзии тоже не стоит, нужно видеть ресурс малыша сейчас и ни в коем случае не прыгать выше головы. Позвольте ему сначала дойти до одной ступени, например, сказать первое слово в пять лет, а там уже можно думать и о песнях.

Эта искренность придаёт веру в себя даже детям с несохранным интеллектом, даёт им силы на маленькие подвиги в виде улыбки, держания головы или складывания кубиков по порядку. А что почувствует малыш, если его держат рядом с собой из жалости? Чтобы вы почувствовали? Грусть, депрессию, желание немедленно уйти и… закрыться в кокон, верно?

Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ-Приморья» «Ребёнку нужна семья!»

КСТАТИ

Родителям особенных детей не стоит забывать о своей личной жизни. Не надо всё бросать к ногам ребёнка, а брать его за руку и вести по жизни, показывая все её краски и красоты.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Для кого ДВФУ готовит совместные образовательные программы с Третьяковкой?
  2. Из школ Приморья уберут автоматы со сладостями?
  3. Почему жители края стали так много болеть гриппом и ОРВИ?
  4. Сколько денег ежегодно выплачивают донорам Приморья?
  5. Обязаны ли лесопользователи высаживать деревья взамен срубленных?
  6. Куда перенесут выходной день за 23 февраля?
Самое интересное в регионах
Роскачество