Елена Жукова 0 42

Первая на море: легендарному капитану «Чавычи» исполнилось 110 лет

Накануне Международного женского дня в крае отметили юбилей капитана дальнего плавания Анны Щетининой.

Капитан Щетинина прокладывает курс корабля.
Капитан Щетинина прокладывает курс корабля. © / архив музея им. В. Арсеньева

Давно в ходу фраза: «Щетинина для Владивостока - как Гагарин для России». Она прошла нелёгкий путь моряка от начала до конца, оставаясь спокойной и даже равнодушной к своей популярности. По воспоминаниям современников, Анна Ивановна, обладая целеустремленностью и недюжинными организаторскими способностями, смогла сохранить красоту и обаяние. В чём феномен этой личности, завоевавшей мир? Об этом рассуждает старший научный сотрудник Приморского музея им. Арсеньева, историк Вера Кавецкая.

Матрос - дело женское

- Вера Вячеславовна, первенство Анны Щетининой среди капитанов-представительниц прекрасного пола до сих пор оспаривают?

- Соперница у нашей героини нашлась: как оказалось, в XVII-XVIII веках некая женщина стояла во главе пиратского корабля. В итоге Анна Ивановна в 70 лет получила звание Героя Социалистического Труда как «первая в Советском Союзе женщина-капитан». Но равных ей нет во всём мире. На рыбацких судах Камчатки всего за шесть лет прошла путь от матроса до старпома. Капитаном дальнего плавания Анна Щетинина стала в возрасте 27 лет, когда её направили в Гамбург принимать судно «Чавыча». В Германии она произвела фурор. Журналисты описывали, как выглядит советская «леди-капитан», сколько ей лет, во что одета, как командует мужским коллективом. С ней пытались встретиться, стремились к общению, к её персоне образовался повышенный интерес - не только прессы, но и простых людей.

- И таких высот достигла девушка из скромной семьи!

- Анна Щетинина родилась в пригороде Владивостока, на станции Океанской. Её отец, Иван Иванович, работал лесником, стрелочником, ходил рыбаком на путину. Был человеком не слишком грамотным. Когда семья жила на реке Майхэ (Артёмовке - Ред.) и в ближайших окрестностях не было школ, он пытался обучать детей самостоятельно, что давалось с большим трудом. Тем сильнее была гордость за успехи дочери. В автобиографической книге «На морях и за морями» Анна Щетинина вспоминает, как проведывала отца на путине, помогая ему в работе. Море с трёх сторон безумно притягивало, революционная эпоха звала на подвиги, хотелось попробовать себя в необычной профессии. Она написала просьбу директору Владивостокского морского техникума путей сообщения, и мечты стали реальностью. Наряду с другими девушками её зачислили на судоводительское отделение. Окончила его одна Щетинина. На практике ходила на судах простым матросом. Потом говорила, что явилась не из пены морской…

- Какой факт из её биографии вас особенно поражает?

- То, что она поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, будучи известной, с огромным опытом за плечами. Всего за 2,5 года она окончила четыре курса, не успев выпуститься до начала войны. Незадолго до этого прямо в море получила радиограмму о назначении начальником Владивостокского рыбного порта. Она создавала порт с нуля.

Корабли вели и под огнём войны.
Корабли вели и под огнём войны. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Captain Anna

- Для звёздной болезни хватает гораздо меньших достижений…

- Многие люди, лично знавшие Щетинину, подтверждали - она никогда не признавала свою исключительность. Обладая талантом руководить, она почти никогда не шумела, не повышала голоса. Так рассказывали подчинённые любопытным, журналистам. Говорили, что на её судах была исключительная чистота. Ученики ВВИМУ отмечали такие черты, как требовательность, внимательность, нетерпимость ко лжи. Но если замечала, что курсант, стоящий на вахте всю ночь, клюёт за партой носом, - подходила и хлопала его по плечу, поддерживала. Она не разделяла капитанов на женщин и мужчин. Не акцентировала внимание на гендерном аспекте.

- Немаловажный аспект!

- Все восхищались внешней красотой и собранностью капитана Анны. И в то же время она будто хотела слиться с миром мужчин. Вровень с ними встать. Достаточно вспомнить, как в своё время Софья - сестра Петра Великого - старалась через привычный мужской образ продвинуть себя. В Новодевичьем монастыре хранится икона, где на ней надето мужское платье. Так и Анна любила морскую форму - китель. На большинстве фотографий у неё короткая стрижка.

- А на фотографии с делегацией в Голливуде капитанша выглядит стильно, в элегантной шляпке…

- Между прочим, в Голливуде Щетинина побывала в разгар войны, когда по Балтике под обстрелом возила грузы по ленд-лизу из Америки. Под бомбёжками эвакуировала население Таллинна и перевозила стратегические грузы. Для иностранцев она была диковинкой. Женщина-капитан, да ещё и молодая, красивая. Её приглашали на светские приёмы, и тогда приходилось снимать униформу, идти и покупать платье.

- Истории любви к женщине-капитану сохранились?

- Она вообще не говорила о своей личной жизни. Ещё в 1928 году вышла замуж за радиста рыболовецких судов Николая Качимова. В 30-е годы его репрессировали, вскоре освобождили, но об этом мало пишут. Умер муж Щетининой в 1950 году. Детей в семье не было.

В голиивудской компании моряк Анна (вторя справа) выглядела  вполне по мужски.
В голиивудской компании моряк Анна (вторя справа) выглядела вполне по мужски. Фото: архив музея им. В. Арсеньева

Просто жила

- Анна Щетинина не раз бывала в музее Арсеньева. Вы помните её?

- Я видела Анну Ивановну в довольно пожилом возрасте, когда мэр Константин Толстошеин вручал ей звание Почётный гражданин Владивостока. Но и в поздние годы она сохранила лёгкость, мягкость во взгляде. Не была похожа на монументальный окаменевший образ советской героини.

- Ей долго не давали звание Героя Соцтруда. Пишут, что сам Брежнев этому содействовал. Обида была?

- Думаю, на такие детали она не слишком обращала внимание. Просто делала своё дело. Создала здесь клуб капитанов, из которого выросла Дальневосточная ассоциация морских капитанов. Несколько лет возглавляла филиал Русского географического общества, где открыла секцию по океанологии и мореплаванию. Возглавляла кафедру «Морское дело» в ДВИММУ. Причём параллельно с этим всегда плавала, ходила в рейсы. Была активной общественницей. Сохранилась любопытная фотография - Щетинина вместе с Терешковой на Всемирном конгрессе женщин. Первая в море и первая в космосе.

- И что в итоге сделало женщину капитаном, а не бедой на корабле?

- Анна Щетинина была не отвлекающим, а организующим фактором. Повторюсь, для меня важно, что она первая в мире женщина - дипломированный капитан. При этом она не делала карьеру, не форсировала события. Просто шла по своей стезе. Выполняя то, что требует мир. И воплощая то, что соответствует внутреннему настрою.

КСТАТИ

Судно «Дмитрий Менделеев» под командованием Анны Щетининой доставило в Ленинград статуи, похищенные гитлеровцами из Петродворца в период оккупации.

ДОСЬЕ

Вера Вячеславовна Кавецкая родилась в Челябинске. Образование - Челябинский государственный университет, исторический факультет, магистратура в ДВФУ, Школа педагогики.  Преподавала в ДВФУ на кафедре государственного муниципального управления. В музее Арсеньева - специалист отдела исследований. Организатор выставочный проектов.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Китай собирается снимать фильм о Владивостоке?
  2. Что стало с банкиром, которая выкрала миллион рублей в Находке?
  3. В глубинку Приморья придёт цифровое ТВ?
  4. В этом году учителям края выплатят отпускные в срок?
  5. Нептун поселится на набережной Владивостока?
  6. Куда делись льготные лекарства из аптек края?
Самое интересное в регионах