Екатерина Щукарь 0 85

Трагедия и хэппи энд: в 1897 году во Владивосток пришло большое кино

Тогда в городе объявились два авантюриста, последователи Фёрста и Секонда «с бульвара Капуцинов».

И больше ста лет назад в кинотеатры Владивостока выстраивались очереди зрителей.
И больше ста лет назад в кинотеатры Владивостока выстраивались очереди зрителей. © / Дмитрий Рыкунов / АиФ

История сохранила их реальные фамилии - Хегберг и Маржецкий. С «Прибытием поезда» и «Политым поливальщиком» они не рассчитывали на коммерческий успех. Настоящий бум кинематографа случился позже, за несколько лет до революции, когда на экраны вышли фильмы с любовным сюжетом. Вера Холодная, Рудольф Валентино, Аста Нильсен, Витольд Полонский - известные имена актёров того времени. Им подражали в жестах и манерах, стиле одежды и даже в умении танцевать. Экранные герои-любовники, роковые героини сводили с ума почтенную публику. О невероятном шарме немого кинематографа рассуждает историк, коллекционер Дмитрий РЫКУНОВ.

Дмитрий Эдуардович Рыкунов родился во Владивостоке в 1965 г.
Дмитрий Эдуардович Рыкунов родился во Владивостоке в 1965 г. Фото: АиФ

А глазищи-то!

- Дмитрий, вы известный в городе собиратель и ценитель черно-белого кино. А какое место в вашей коллекции занимают картины о любви?

- С неё, собственно, всё и началось. В начале 2000-х годов на DVD вышла коллекция фильмов звезды раннего кинематографа - Веры Холодной. За свою короткую жизнь и молниеносную карьеру она стала безумно популярной. Картины с участием актрисы «Дети века», «Миражи», «У камина» первыми показали в ретро-программе «Синематека» «Ночи музеев» во Владивостоке. Мы воссоздали обстановку иллюзиона столетней давности - с кинопроектором и тапером. Фильмы в ту пору длились по 50 минут, но этого хватало, чтобы довести публику до слёз.

- Чем покоряли публику герои чёрно-белых лент?

- Они шли по наитию, у большинства не было специального образования. Допустим, Холодная в юности занималась балетом, увлекалась спортом, но не только изумительная пластика сделала её актрисой номер один. В ней было и природное обаяние, и неповторимое выражение глаз. А по её личной истории можно было и фильм снять. Известно, что в зените славы она внезапно бросила съёмки, уехав на фронт к своему возлюбленному Владимиру. В 26 лет трагически умерла от «испанки», а супруг пережил её лишь на два месяца. К сожалению, сегодня сохранилось лишь четыре фильма, где она снималась, остальные пропали в эпоху Гражданской войны.

- Мне показалось, что датская актриса Аста Нильсен чем-то напоминает Веру Холодную…

- Тот же женский экранный типаж, покоривший сердца мужчин: брюнетка, способная лишь одним жестом показать силу драматического характера. В глазах - такая концентрация грусти или боли, что слов не нужно. Героини Нильсен - сплошь роковые красавицы. В отличие от Холодной - долгая жизнь. Она прожила 91 год, на склоне лет удалившись в родную Данию, где писала мемуары и ставила спектакли.

Вера Холодная - звезда тех времён.
Вера Холодная - звезда тех времён. Фото: АиФ

Страсть на любой вкус

- А каким был мужской идеал немого кино?

- Неотразимых героев-любовников играл американский актёр Рудольф Валентино. У его ног были поклонницы всего мира, а мужья поклонниц брали с него пример - как себя вести, какие костюмы надевать, как аргентинское танго танцевать. Известные фильмы с его участием - «Кровь и песок»,  «Молодой раджа», «Орёл», «Сын шейха».

В образе харизматичного денди и соблазнителя женщин предстал на экране и русский актёр Витольд Полонский, он снялся в картинах «Бог мести», «Болотные миражи», «Жертва вечерняя».

Большими кассовыми сборами отличились фильмы с участием датского актера Вольдемара Псиландара, в нашем прокате его звали Гарри Гариссон, он снимался с Астой Нильсен в известной картине «Чёрная мечта». Любили женщины и Николая Баталова, сыгравшего в «Аэлите», «Третьей мещанской». В отличие от роковых и порой мрачных коллег по экрану, Баталов был улыбчивым, открытым.

- Почему Чаплина из списка упустили?

- Сэр Чарльз Спенсер Чаплин приватизировал в сознании миллионов мысль о том, что немое кино - только он. Бесспорно, образ смешного бродяги, воюющего со всем миром - гениален. Но есть и другие звёзды той эпохи. Бастер Китон, Гарольд Ллойд по уровню таланта ему не уступали.

Картины начала века - большая любовь и страдания.
Картины начала века - большая любовь и страдания. Фото: АиФ

Первый немой во Владивостоке

- Сегодня старые фильмы смотрятся наивно?

- Поймите, это первые шаги на гигантском поприще. Возьмём десятиминутный фильм русского режиссёра Василия Гончарова «Жизнь и смерть Пушкина». Он смотрится забавно - с точки зрения знатоков и обывателей XIX века. После выхода киноработы её раскритиковали в пух и прах. А это - первый биографический фильм, он вошёл в историю отечественного кинематографа.

- Вы говорите, большинство фильмов немного кинематографа безвозвратно потеряны?

- Печально, но факт - 70% немых чёрно-белых фильмов в мире не сохранились. Плёнки портились: не соблюдались условия их хранения, они гибли во время пожаров. В России многие картины утеряны с приходом Советской власти. 27 августа 1919 г. Совет народных комиссаров издал указ о национализации кинопромышленности, после чего большинство мастеров кино спешно покинули страну. Гражданская война, разруха, голод. Плёнки с фильмами прятали, сжигали, в лучшем случае - увозили за границу.

- Есть ли информация о лентах,  снятых в те годы во Владивостоке?

- Известно, в 1919 г. американцы начинали здесь работать над фильмом по Венедикту Марту. В 1927 г. известный режиссер Валерий Инкинжинов для съёмок фильма «Вор» построил в Приморье декорации корейской деревни. Сохранилась одна из уникальных лент от 1922 г. - парад правительства Меркулова - пышное торжество накануне краха. Пройдут считанные месяцы, придут Советы и сметут всё на своём пути. В архиве кинофотодокументов в Москве обнаружил другие любопытные документальные съёмки из Владивостока - праздник христианского союза молодых людей.

Можно упомянуть и о первой киносъёмке во Владивостоке, которая состоялась в 1901 г. Заезжий француз Матье, поставил киноаппарат возле здания Торгового дома Кунста и Альберса и снимал проходящих мимо людей. Есть надежда, что лента затерялась в хранилищах французских фильмофондов. Только найти её будет довольно сложно. Посмотрят исследователи и сделают вывод: «Какой-то азиатский город, много китайцев ходит».

А в дореволюционные годы во Владивостоке работало сразу несколько кинотеатров: «Мир иллюзий», «Золотой рог», «Мираж», «Декаданс», «Гранд Иллюзион А. Купера»…

ДОСЬЕ

Дмитрий Эдуардович Рыкунов родился во Владивостоке в 1965 г. 1982-1988 гг. - учёба на Кораблестроительном факультете ДВПИ. В 2000 г. окончил исторический факультет ДВГУ. Старший научный сотрудник музея им. Арсеньева, преподаватель курса «История кино» в ДВГАИ (академии искусств), автор исследовательских работ по истории кинематографа в Приморье, автор культурно-просветительского проекта «Синематека».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Китай собирается снимать фильм о Владивостоке?
  2. Что стало с банкиром, которая выкрала миллион рублей в Находке?
  3. В глубинку Приморья придёт цифровое ТВ?
  4. В этом году учителям края выплатят отпускные в срок?
  5. Нептун поселится на набережной Владивостока?
  6. Куда делись льготные лекарства из аптек края?
Самое интересное в регионах