aif.ru counter
Елена Жукова 0 65

Поговорим о творчестве с приморским художником Александром Арсененко

Как у Бориса Гребенщикова «Волки да вороны» появились.

Волки и вороны могут с человеком дружить.
Волки и вороны могут с человеком дружить. © / Олег Белов / АиФ

Ему часто задают вопрос искусствоведы: «На какую полку вас ставить?», вы живописец или график, мастер сценографии или скульптор?

Представитель штучной профессии, театральный художник, он не заботится о каком-то едином, нерушимом стиле в творчестве. Ему интересны пейзажи и натюрморты, реальные люди и мифические образы, библейские сюжеты и бытовые сценки, наполненные одновременно иронией и грустью. Как сказал арт-критик Александр Лобычев: «Персонажи его преображены сердечным участием художника в их судьбе».

В преддверии новой персональной выставки «Картинки из личной жизни», которая откроется в галерее «Арка» 30 января, художник Александр АРСЕНЕНКО ответил на вопросы «АиФ-Приморья».

Живая декорация

- Александр, как детство повлияло на выбор пути?

- Благодаря родителям я и стал художником, так как в ранние годы получил уйму впечатлений. Родился в небольшом городе Амурской области - Белогорске, откуда уехал с родителями в пятилетнем возрасте, жил в Москве, в Германии, Уссурийске. Папа был военным, поэтому его переводили из одного города в другой. Помню, как мама водила в Москве меня и брата в театр, Третьяковский и Русский музеи. Культурная линия воспитания продолжилась в Германии, где что ни город, то музей. После окончания школы вначале пошёл по пути отца, поступив в Уссурийское военное автомобильное училище, откуда выгнали за недисциплинированность. Потом был строительный техникум, где я дошёл до преддипломной практики. Понял, что снова не моё, отслужил армию, вернулся и поступил в художественное училище Владивостока.

- Рисовали с детства?

- Подражал брату с малых лет. Подходил к маме и неразборчиво просил: «Дай очкан и сделай острик», то есть «дай карандаш и подточи». В школе рисовал стенгазеты, участвовал в выставках. Считал, что художники - особые люди, небожители, и даже боялся думать об этой стезе. Естественно, волновался, когда в училище поступал. Директор - Евгений Куликов, приметил меня - серьёзного, отслужившего армию, не лохматого, подстриженного. К тому времени у меня было много друзей-художников. Никто моему выбору не удивился, правда, родители немного огорчились.

- Кого вы можете назвать своим учителем?

- Учителей-то много, но по молодости не отдавал себе в этом отчёта. В училище моим руководителем был Николай Клянин. Много лет спустя, увидев его работы, осознал, какого высокого уровня это был художник.

Так как я учился на театрального художника, то пошёл работать в театр им. Горького. Главным режиссёром тогда был Ефим Табачников, он и стал моим наставником. Помню, показываю ему эскизы, а он в ответ мне какие-то истории рассказывает - о жизни, о войне. И у меня по ходу возникают всё новые идеи. Потом поймал себя на мысли - так он мудро меня к этим мыслям подводил. Моим первым и дипломным спектаклем стала американская пьеса «Игра в джин». Один из преподавателей училища был против, заявив, что выбор пьесы неудачный. Хотя я единственный защитился «живым» спектаклем, а не просто эскизами. Справедливость восторжествовала.

- Каким принципам сценографии научились у Табачникова?

- В конце 70-х годов ставили в театре пьесу «Разгром» Фадеева, где режиссёр решил на сцене театра декорацию-сопку соорудить. Актёры по ней карабкались, скатывались. Так я усвоил принципы динамической сценографии, когда декорации становятся одним из участников действия. Иногда это оказывает сильнейшее эмоциональное влияние. В спектакле Театра молодёжи «Капитанская дочка», когда на эшафот заводят обречённого, сверху узел с мешковиной падает, люди в зале вздрагивают.

Авангард, БГ и корова Зорька

- Вы были свидетелем революции в художественном искусстве 80-х годов. Расскажите, как всё было?

- Началось с того, что мэтры соцреализма позволили нам организовывать молодёжные выставки. Раньше и в мысли не приходило, чтобы картины авангардного направления принести в Союз художников. Страшно порог было переступить! На наши хулиганские молодёжные выставки выстраивались очереди. Именно оттуда выросли художники, которые сегодня достойно представляют приморское искусство. Тогда создавались группы «Владивосток», «Штиль», галерея «Артэтаж».

- А с Гребенщиковым ваше творчество какими судьбами связано?

- Тогда во владивостокском Театре юного зрителя состоялась презентация альбома группы «Аквариум» «Навигатор», и меня позвали участвовать в выставке, обнаружив параллели в текстах Гребенщикова и моих работах. В фойе театра выставлялись также картины Ильи Зинатулина, Виктора Серова. Собственно, тогда мы с БГ и познакомились. Буквально два года назад его встретил, когда он под окнами мастерской на Миллионке пел. Я тогда ему свою картину «Волки да вороны» подарил.

- А Ленина рисовали?

- Не довелось, а передовиков производства изображал. Как-то отправили в Покровку, где нужно было запечатлеть на доске почёта корову-рекордсменку Зорьку. Ну, я нарисовал по памяти, вручил сельчанам и отправился в сельсовет деньги получать. Ан нет! Доярка Марья Ивановна встала на пути. Мол, не наша это Зорька, нет пятна на лбу и выражение лица не то. Пришлось идти в хлев, рисовать рекордсменку с натуры.

Сто этюдов про берёзки

- Много путешествуете?

- С 2010 года, когда стал свободным художником, начал активно передвигаться. Особенно запомнилась поездка по гранту в США по пяти городам - Лос-Анджелес, Вашингтон, Нью-Йорк, Санта-Фе, Пенсакола, где я слушал лекции о менеджменте в искусстве.

- Не хотелось уехать после культурного шока?

- Я и уехал в Китай, где поработал месяц. Потом начались приглашения на зарубежные выставки. Последний раз в сентябре прошлого года выставлялся в Южной Корее. Участвовали 25 стран, художники разъезжались со слезами, настолько всё здорово организовали! Сейчас в сетях общаемся. Недавно узнал, что моему коллеге из Бангладеш правительство выдало грант на поездки за границу, на развитие. У них у людей творческой профессии есть престиж. У нас до сих пор нет.

- Приморские художники вынуждены зарабатывать зарубежными выставками?

- Китай кормит. Но это чревато, потому что в первую очередь нужно угодить заказчикам. А им нужны русские берёзки, православные церквушки. Никакой свободы выбора. Коллега нарисовал сто таких этюдов, так потом рука отнялась. При этом юань растёт, а цена на картины падает.

- Среди приморских пейзажей есть дикая природа?

- Как-то администрация Хасанского района обратилась к нам с просьбой сделать выставку к бардовскому фестивалю «Славянский берег». Мы в ответ попросили показать редкие места, где не ступала нога человека. Нас отвезли в бухту Агатовую, где полудрагоценные агаты, яшма лежат под ногами. На Берегу каменной сказки, на маленьком пятачке, расположено множество бухт. Белые, чёрные, зелёные вулканические камни, разбитые штормом корабли. В каменной арке одной из бухт сверху падал ручеёк, от брызг постоянно радуга светила. На память осталось несколько картин.

- Миллионка, где ваша мастерская находится, стала уютнее?

- Когда я пришёл сюда, вокруг были лужи. Собрали деньги и заасфальтировали двор. Потом оббил стенку сеткой, сделал навес, лавки и столы; и в один из выходных во дворе открылась галерея «Подворотня». Устраивали выставки, приходили художники, музыканты. Получилось по-семейному уютно. Три сезона работали, а потом соседи начали возмущаться. Сейчас во дворе снова помойка, ведь никто за порядком особенно не следит. Замечаю, что раз в два года на Арбате плитку новую выкладывают…

- Для вас понятие благоустройство - это про что?

- Дать возможность художникам украсить город. Чтобы это смотрелось оригинально, было согрето творчеством.

- Как родилась идея будущей выставки «Картинки из личной жизни»?

- Однажды листал наброски к спектаклю, решил перевести образ короля Лира в графику. У меня в творчестве всё взаимосвязано, бывает, сценография переходит в картины, графические работы в живописные и так далее. Работу увидела директор галереи «Арка» Вера Глазкова, отметила - хорошая графика, достойный лист, нужно выставку сделать. Идея носилась в воздухе года два. Наконец, она стала близка к воплощению.

- И всё-таки, на какую полку вас ставить?

- Это не моя головная боль. Я не из тех художников, кто всю жизнь пишет в одном направлении. Мне интересно всё.

- Бывает, что нет вдохновения?

- Тогда грунтую холсты, делаю подрамники. Знаю, что момент творчества непременно настанет.

ДОСЬЕ

Александр Леонидович Арсененко родился в 1955 г. Окончил Владивостокское художественное училище в 1980 г. Многократный участник персональных и коллективных художественных выставок во Владивостоке, России, зарубежье. Член Союза художников России. Оформил как сценограф и художник по костюмам ряд спектаклей во Владивостокском драматическом театре ТОФ, Приморском краевом драматическом театре им. Горького, Драматическом театре молодёжи, Чехов-центре. За оформление сказки «Волшебник Изумрудного города» получил премию им. Андрея Присяжнюка от Приморского театрального сообщества - «За лучшую сценографию».

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Для кого ДВФУ готовит совместные образовательные программы с Третьяковкой?
  2. Из школ Приморья уберут автоматы со сладостями?
  3. Почему жители края стали так много болеть гриппом и ОРВИ?
  4. Сколько денег ежегодно выплачивают донорам Приморья?
  5. Обязаны ли лесопользователи высаживать деревья взамен срубленных?
  6. Куда перенесут выходной день за 23 февраля?
Самое интересное в регионах
Роскачество