Елена Жукова 0 90

И джаз, и рок, и рэп: расскажем об уникальном оркестре Владивостока

Дирижёр Дмитрий Бутенко уверен, что Музыка – это не работа, а дело всей жизни.

Дирижёр управляет не только оркестром , но и зрителями.
Дирижёр управляет не только оркестром , но и зрителями. © / АиФ

Он руководит единственным в своём роде оркестром Владивостока - эстрадно-симфоническим, который выступает в Приморской филармонии, и жонглирует музыкальными стилями и направлениями. Он представитель молодого дирижёрского племени, нашедший общий язык с музыкантами и преподавателями старшего поколения. Дружит с легендарными советскими композиторами - Александрой Пахмутовой и Евгением Крылатовым. Для дирижёра российского оркестра кинематографии Сергея Скрипки пишет партитуры. Дмитрий Бутенко круглые сутки погружён в работу. Ладить с оркестром и партитуры писать - это надо уметь, без таланта не обойтись.

Равнение на Поля Мориа!

- Дмитрий, вы шли к музыкальной карьере с пелёнок? По настоянию родителей или самостоятельно?

- В раннем детстве мама пыталась отдать меня в музыкальную школу, но я не горел желанием заниматься. Помню, учился в девятом классе, и мне жутко понравилась обработка песни «Милый, чё» из советского кинофильма «Афоня». В общеобразовательной школе попросил нашего учителя музыки наиграть мне эту мелодию. Вдохновился… и окончил музыкальную школу по классу домры экстерном за два года. После поступил в музыкальное училище.

- Педагоги не отбили рвение заниматься музыкой? Ведь за два года виртуозом вы вряд ли стали…

- Никакого разочарования не было, хотя знаний на начальном этапе не хватало, но хорошие преподаватели восполнили пробелы. Став обычным студентом отделения народных инструментов, вдруг нашёл себя в роли дирижёра. Помню, как на четвёртом курсе училища заведующий кафедрой объявил конкурс свободного формата, дабы студенты в свободное время не занимались ерундой. Хочешь, пой, хочешь, танцуй! Я решил собрать оркестр. Написал первую в своей жизни партитуру, пригласил музыкантов и начал репетировать. Это был сборный коллектив - скрипки, трубы, баян, домра с балалайкой. Сыграли попурри на тему одесских песен, таких, как «Постой паровоз». Так начался мой дирижёрский путь.

- Но прежде этому нужно учиться?

- Дополнительное образование по дирижированию получил в училище и в академии искусств. Помог в обучении интернет: видео концертов, мастер-классов, уроков знаменитых дирижёров.

- В чём разница дирижерского подхода к симфоническому и эстрадному оркестру?

- Симфонический дирижёр - человек, который трактует большие классические произведения. Если вы прослушаете для сравнения известнейшую пятую симфонию Бетховена, то у каждого оркестра она звучит по-разному. Руководить эстрадным коллективом - колоссальный труд, но перед дирижёром здесь несколько иные задачи. Вспомните Поля Мориа: зрителям казалось, что он совсем не дирижирует на сцене, а если присмотреться - какие-то эпизоды показывает. Его заслуга, прежде всего, в создании уникального оркестра, в сочинении мелодий, аранжировок. Сегодня я сам пишу партитуры для своего оркестра, для приезжих музыкантов, для государственного симфонического оркестра кинематографии.

- Писать партитуры, на взгляд обывателя, рутина…

- Для меня это потребность. Даже не работа, а дело моей жизни. С каждым днём получается всё лучше. Понимаете, если относиться к труду как к рутине - ничего особенного не произойдёт. Творчество - бесконечный процесс, и нет ему конца и края. Признаюсь, раньше, когда писал партитуры музыки для кино, мне катастрофически не хватало знаний. Опыт пришёл, а с ним озарение. Сейчас занимаюсь джазом: порой делаю по сто разных вариантов одного произведения, мучаюсь. Потом выбираю лучшее. Всегда хочется чего-то большего, поэтому сталкиваюсь со сложностями профессионального характера.

Духовая сила коллектива зажигает музыкальное пространство.
Духовая сила коллектива зажигает музыкальное пространство. Фото: АиФ

Кто не любит дирижёра?

- Вы действительно знакомы с Александрой Пахмутовой?

- Александра Пахмутова и Евгений Крылатов - мои коллеги старшего поколения, с которыми мы созваниваемся, общаемся. Познакомила меня с ними преподаватель музыкального училища, член союза композиторов Татьяна Пакулова. На становлении моего пути понадобился нотный материал. Педагог поделилась телефонами. Они оказались людьми учтивыми, добрыми, внимательными, поделились со мной оригинальными партитурами.

- Пишут, что ваш оркестр уникальный, единственный во Владивостоке. Это правда?

- Эстрадных оркестров в городе несколько, а эстрадно-симфонический оркестр - один, в его составе не только биг-бенд, но и струнная группа. В филармонию пришёл пять лет назад, а до этого восемь лет собирал оркестр самостоятельно, выступая с коллективом на разных площадках.

- В нулевые годы музыканты сетовали на кризис. Помню, как в симфоническом оркестре не хватало кадров, музыкальных инструментов.

- У нас ситуация следующая - у всех свои инструменты. С кадрами пока всё хорошо, институт искусств выпускает потрясающих музыкантов.

- С какого репертуара начинали?

- Играли музыку советского кино - Крылатого, Зацепина, Пахмутовой, Артемьева. Это были большие полотна, мы переиграли всё, что можно. Спасибо композиторам, Сергею Скрипке, которые помогли с материалом. Далее переключились на музыку зарубежного кино, джаз, и тогда пришлось писать партитуры. У нас разнопрофильный оркестр. Сложность в том, что Владивостоке, на мой взгляд, недостаточно подготовки для джазовых музыкантов. Нет соответствующего образования, приходится учиться во время репетиций, проводить занятия группами. В каждой группе есть лидер.

- А вы - какого рода лидер?

- Мои отношения с оркестрантами нельзя назвать приятельскими, но мы на одной волне, где-то шутим, а на репетиции все серьёзно - я дирижёр жесткий, требовательный. По этой причине некоторые музыканты не хотят идти в оркестр, не готовы к серьёзной работе. Откровенно говоря, в любом коллективе есть люди, которые не любят дирижёра. Но если музыкант талантливый, профессиональный, нужно сделать всё возможное, чтобы его сохранить. Выстраивать отношения, договариваться.

На шару и в оркестре

- А в ресторанах разрешаете музыкантам подрабатывать?

- Многие из них играют сразу в нескольких группах в заведениях, где востребована живая музыка. Дополнительный заработок кормит, хотя он не стабильный. Если ты играешь в ресторане, совсем не обязательно, что ты плохой музыкант. Бывает, что в заведении к исполнителю не предъявляет особых претензий. Сыграл не ту ноту - немного позже, немного раньше - ничего страшного. В оркестре так не пойдёт! Лучше быстрее избавиться от такой привычки. Возможно, шара расслабляет музыкантов, но только не у меня.

- Удаётся на гастроли ездить?

- Пока только по Приморскому краю. На самом деле, это чудесные гастроли, потому что публика душевная, принимает тепло, люди этого ждут. Запоминающиеся концерты, такая энергетика идёт от зала. Востребованность у зрителя - самое главное, её ни с какими деньгами не сравнить. Если люди после концерта не расходятся, просят сыграть на бис - это высшая награда за наш труд.

- Какие планы на год?

- Так надолго не загадываю. 17 февраля играем концерт из произведений Генри Манчини. Фамилия малоизвестная, но его сочинения все на слуху. Это музыка из кинофильмов «Розовая пантера», «Шарада», «Поющие в терновнике» и др. Воплотим идеи программы в стиле рэп, хочется привлечь молодёжную аудиторию. Думаем, что поставим мюзикл «Летучий корабль». Будет и программа, состоящая из рок-баллад известных групп.

- Наедине какую музыку предпочитаете слушать?

- Мне интересно многое: классическая музыка, Шифутинский и Розенбаум, музыка кино, современные произведения. Нельзя ограничивать себя в чём-то одном. Из классики не так давно слушал Хачатуряна, балет «Спартак».

- В чём преимущество живых выступлений в эпоху интернета?

- В непосредственном контакте с музыкой: это всегда эмоции, переживания, воспоминания. И всё - на лице у каждого зрителя.

ДОСЬЕ

Дмитрий Бутенко родился в 1986 г. во Владивостоке. Окончил Владивостокское музыкальное училище и Дальневосточную академию искусств. Пять лет руководит эстрадно-симфоническим оркестром в Приморской филармонии. Автор оригинальных аранжировок. Участник крупных музыкальных фестивалей и программ края.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что за молоко пьют жители Приморья?
  2. Это правда, что за сданную гранату в Приморье можно получить премию?
  3. Станет ли Океанариум участником «Ночи музеев» во Владивостоке?
  4. В этом году рыбаков-любителей власти не обидят квотами на корюшку?
  5. Кто редких хищников Приморского края от браконьеров защитит?
  6. У какой звезды Голливуда в Приморье появился пятнистый внук?
Самое интересное в регионах